Технология изготовления дисков автомобильных колес в настоящее время претерпела большие изменения. Раньше диски изготовлялись только из стали. Конструктивно они состояли из прокатного обода и собственно штампованного диска. Эти две детали, изготовленные отдельно, затем соединялись между собой с помощью сварки...
Но технология постоянно развивается, возникают новые методы, новые виды продукции. Так появились и литые диски. Как правило, их изготавливают из сплавов алюминия или магния. Технология производства литых дисков включает несколько этапов. Начальным процессом является - если исключить дизайн, расчет, изготовление форм - заливка расплавленного металла в заливочную форму.
Следующий вид обработки позволяет превратить заготовку в диск. Происходит обтачивание посадочных поверхностей и отверстий для крепления. Естественно, все это возможно лишь после того, как металл остынет.
Несомненным преимуществом литых легкосплавных дисков по сравнению со стальными является меньшая масса. Снижение массы диска в сборе с шиной ведет к уменьшению так называемых неподрессоренных инерционных масс. А это, в свою очередь, увеличивает плавность хода и долговечность работы подвески, повышает устойчивость и управляемость автомобиля. Легкосплавные диски получили признание в спорте, а это лучшее доказательство их положительного влияния на поведение автомобиля.
К тому же литье - практически безотходное производство. Этот фактор позволяет значительно снизить себестоимость готовой продукции и, соответственно, ее цену. Но было бы просто чудом, случись так, что при всех описанных преимуществах технология литья не имела бы никаких недостатков.
Недостатки, конечно, тоже являются следствием литья. А именно: в процессе стандартного литья, даже самого высокотехнологичного, существует вероятность появления скрытых пор и раковин в теле диска. Более того, так называемая свободная ненаправленная кристаллическая структура металла снижает механические свойства колеса. Диски получаются легкими - и хрупкими...
При ударе такой колесный диск склонен не столько к деформации, как это свойственно его стальным аналогам, сколько к раскалыванию. Поэтому для обеспечения механической прочности стенки литых дисков делают достаточно толстыми. А масса, если вспомнить начало разговора, и есть основное достоинство легкосплавного диска. Так что поиск совершенства продолжился. Следующее слово в технологии изготовления дисков - ковка.
|
|
Структура литых дисков
|
Структура кованных дисков |
Действительно, этот процесс позволяет решить две главные проблемы, характерные для легкосплавных изделий. Кованые диски являются гораздо более легкими и прочными. Технология их изготовления в общем виде такова: из литой заготовки выковывают так называемую поковку, которую затем обрабатывают на токарном станке. Метод ковки позволяет избавиться от ненаправленной свободной кристаллической структуры металла и уменьшить толщину стенок дисков примерно на 20%.
Теперь о недостатках. Можно уверенно утверждать, что кованые колеса весьма дороги, так как технология их изготовления очень сложна и, кроме того, предполагает большое количество отходов.
|